|
Водопровод – вредопровод?Открывая кран, вы вряд ли вспоминаете о том, что являетесь потребителем коммунальной услуги, называемой «водоснабжением». И ваши права на ее качество защищают многочисленные законы, нормативы, СанПиНы. Разобраться в них поможет сопредседатель Союза потребителей РФ Анатолий Голов. Нормативы знаешь – тебя не обманешь Пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, говорит, что холодное водоснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. Более того, в Приложении № 1 к этим Правилам (Условия изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность) сказано, что при несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета). То есть услуга считается не оказанной. Качество питьевой воды, подаваемой централизованными системами водоснабжения, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». В них перечислены требования к нескольким десяткам показателей, которые должны контролироваться. Это жесткость воды, запах при 20 градусах Цельсия, сухой остаток, цветность, мутность, привкус и pH. Это более десятка металлов, среди которых железо, медь, ртуть и другие. Это органические соединения (например нефть), а также неорганические соединения (нитраты, сульфаты, фосфаты, хлор и т.д.) Не будем утомлять читателя полным перечнем всех показателей, которым должна соответствовать питьевая вода, отметим только, что сюда входят и пестициды, и микробиологические и паразитологические показатели. Кроме того, не допускается присутствие в питьевой воде различных невооруженным глазом видных организмов и поверхностной пленки. По требованиям этого СанПиНа, за соответствием получаемой нами питьевой воды должен следить тот, кто осуществляет эксплуатацию системы водоснабжения и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), в состав которой вошла служба государственного санитарно-эпидемиологического надзора. На глазок На длинном пути от станций очистки до крана в квартире качественная питьевая вода может загрязниться различными соединениями и микроорганизмами. Ведь состояние большинства труб как на магистральных водоводах, так и внутри домов, оставляет желать лучшего. Конечно, не будучи профессиональными химиками, жители не могут сами проверить качество воды. В целом приходится уповать на хорошую работу поставщика и Роспотребнадзора. Но есть показатели, которые можно проверить без всяких сложных приборов. Если у вас из крана течет вода ржавого цвета, с неприятным запахом хлора, а в стакане она покрывается нефтяной пленкой, или выпадает осадок, то очевидно – эту воду пить опасно. Ведь пункт 1 статьи 19 федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» говорит, что «питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства». Как действовать Возникли веские сомнения в качестве получаемой из водопровода воды – действуйте любым из трех способов. Первый закреплен в уже упоминавшихся Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, мы его рассмотрим ниже. Второй – самый простой, но и самый дорогой. В городах есть целый ряд организаций, которые за ваш счет возьмут пробы воды и сделают ее анализ. Надо только учитывать, что дело это не дешевое – стоимость анализа по одному показателю от 50 до 600 рублей. Третий способ – бить во все колокола, писать жалобы (лучше коллективные, от себя и соседей) в Роспотребнадзор, а для большей эффективности – и своему депутату, и в прокуратуру. По порядку, описанному в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее – аварийно-диспетчерская служба). Сообщение может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Если сотруднику причины не известны, то он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт, который подписывается потребителем и исполнителем (или их представителями). Если стороны не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторного обследования составляется акт. Его, кроме потребителя и исполнителя, подписывают представители государственной жилищной инспекции и общественного объединения потребителей. В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Датой начала считается: а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; б) время, указанное в акте, составленном исполнителем, – в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным прибором учета, – если приборы учитывают параметры качества. Акт является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором. Если исполнитель или третьи лица причинили ущерб жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, то исполнитель и потребитель (не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу) составляют и подписывают акт, в котором фиксируется факт причинения такого ущерба. Акт может быть подписан и двумя очевидцами. Акты составляются в двух экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй – остается у исполнителя. Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным: а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг; б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета. Hа заметку В соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей» акты о нарушении ваших прав потребителя имеют право составлять представители общественных объединений потребителей. Этот закон дает нам возможность защищать ваши права в суде, но судебной практики по этому вопросу практически нет. Ведь если вы недовольны качеством воды, или у вас сломалась стиральная машина, дорогие смесители из-за известкового налета, то вам надо провести независимую потребительскую экспертизу, которая в таких случаях довольно затратна. Но если экспертиза подтвердит, что виновата вода, тогда можно предъявить иск в суд и в соответствии с Гражданским кодексом РФ взыскать и материальный ущерб, и моральный вред. Такие дела требуют больших затрат времени и денег, поэтому потребители чаще жалуются в Роспотребнадзор.
Другая информация по теме «Сантехника, водоснабжение, канализация»Компании |
|
Кемеровский информационно-строительный портал © ООО "Строй Век" |