Строй Успех

Сегодня пятница, 14 августа 2015 года (мск)
Мудрость дня: «Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей.»

Город-сказка, город-беда


Город-сказка, город-беда

Дмитрий Подгорнов, заместитель генерального директора ИК «Мегаполис» (Сочи)

18.12.2007

Как известно, самому быстрому реактивному самолету, чтобы взлететь, нужна взлетная полоса. Сочинский рынок недвижимости тоже становится современным реактивным самолетом, готовым к олимпийскому взлету, но с взлетной полосой большие проблемы. Что мешает взлету? Главной ответ на вопрос лежит на поверхности. ЖКХ и дороги Сочи - это взлетная полоса рынка. Наладив жилищно-коммунальное хозяйство, построив инженерные сети и транспортные узлы, город сможет выполнить поставленную задачу: войти в число мировых курортов. После победы в олимпийской гонке Сочи в одночасье превратился в огромный инвестиционный проект - проект мирового курорта, которого в России не было еще никогда. Ведь Олимпиада приходит и уходит, а люди остаются, но жизнь этих людей сильно меняется.

Проблемы геополитического положения города

В каком положении находятся в городе ЖКХ и дороги, лучше всего характеризуют слова первого лица государства о том, что в Сочи нет пока ни нормальной канализации, ни нормальной энергетики, ни нормальной инфраструктуры. То есть, если буквально в двух словах дать характеристику данному явлению, ЖКХ и дороги в олимпийском граде "A work in the making" – находятся в процессе реконструкции. Главное, что на высшем федеральном уровне есть понимание того что, сегодняшние коммуникации и транспортные узлы не позволят наладить фазамоторику рынку недвижимости и строительства города. Конечно, если брать только развитость инфраструктуры и дорог, Сочи не самое удачное место для проведения зимней олимпиады, наверняка в России можно было бы найти более экономически развитое место. Только вот с точки зрения сочетания горноклиматических условий и геополитического положения, а также воплощения стратегии строительства курорта мирового уровня, это место - единственное на территории РФ, способное развиться и как зимний, и как летний курорт, и рассматривать это надо в комплексе.

Уже в первом пункте "Федеральной целевой программы развития Сочи как горноклиматического курорта" заложен самый важный аспект удачного ее воплощения, а именно: развитие инфраструктуры города и создания условий для формирования первого в России горноклиматического курорта мирового уровня. По сути, развитие инфраструктуры города следует читать более жестко, а именно - создание инфраструктуры города.

Вот лишь небольшой перечень того, что предстоит создать, но, даже перечислив эти пункты из "Федеральной целевой программы развития Сочи как горноклиматического курорта". Не нужно быть специалистом, чтобы стало понятно, что город-курорт, находящийся в границах огромной экосистемы по названием Кавказский биосферный заповедник, живущий по градостроительному плану от 1967 года, с разрастающимся год от года населением и не имеющий генеральной схемы очистки города и завода по переработке твердых бытовых отходов – это экологическая бомба замедленного действия.

1) Разработка генеральной схемы очистки города.

2) Канализование Адлерского и Хостинского районов.

3) Строительство водозаборов и очистных сооружений.

4) Строительство завода по переработке и вывозу твердых бытовых отходов.

5) Строительство комплекса по утилизации биологических отходов.

6) Строительство Адлерской ТЭЦ и Сочинской ТЭЦ (2 очередь).

Как известно, в России всегда было две беды - ЖКХ и дороги, а ведь в Сочи еще к этим бедам можно добавить труднодоступную и рельефную местность. Большой Сочи - это не просто город-курорт, это еще 97 сел и аулов, раскиданных на 144 километра вдоль побережья Черного моря, которые тоже территориально относятся к городу, и которые будут являться частью мирового курорта. Ведь развитие города - это не только развитие центрального района, как визитной карточки. Если Сочи претендует на звание мирового курорта, то задача минимум будет озвучена так: это газификация и канализование все сел и аулов, и хорошие подъездные пути к каждому из них. Добавлю, что не менее половины из 97 сел и аулов находятся в труднодоступной горной местности.

При этом Сочи - город весьма не бедный. 80 млрд. - в бюджете края, 20 млрд. - поступления из Сочи, при этом возвращается в город всего 3,2 млрд. руб., и только в следующем году в связи с олимпиадой это цифра увеличится до 7 млрд. руб. Исходя из этих цифр, можно предположить, что инфраструктура города не обновлялась не из-за отсутствия финансовых возможностей, а видимо не хватало воли руководства города при распределении бюджета. Нашлись ведь на реконструкцию Цветного бульвара 15 млн. руб., на воссоздание Набережной реки Сочи 50 млн. руб. Разве строительство очистных сооружений менее важный вопрос для экологически чистого курорта, одного из немногих мест на карте нашей родины, где можно пить водопроводную воду без ущерба для здоровья?

А ведь рассматривая потребность города в инфраструктуре, коммуникациях и дорогах следует учесть, что Сочи развивается очень быстрыми темпами. По объему строительных работ Сочи уже занимает 2-е место по краю после города Краснодара, хотя еще три года назад он не входил и в десятку. Ввод жилья в 2006 году по Сочи составил 440 тыс. кв. м, а за первые три квартала 2007 года было введено еще 370 тыс. кв. м. Тем не менее, городская очередь на жилье в городе - это около 30 тыс. семей, но только 6% от строящегося жилья идет на квартиры для очередников. Для удовлетворения всех нуждающихся городу надо построить 1,5 млн. кв. м. Можно представить, глядя на эти цифры, насколько вырастит потребление только одной электроэнергии, и какая реконструкция потребуется всему жилищно-коммунальному хозяйству курорта. Но хочется еще раз процитировать слова первого лица государства о том, что в Сочи нет пока ни нормальной канализации, ни нормальной энергетики, ни нормальной инфраструктуры. Самый важный момент, что есть глубокое понимание всех проблем на самых верхних вертикалях власти и есть беспрецедентно огромные средства, уже выделенные на решение данных проблем. Все трудности, с которыми предстоит столкнуться в Сочи при строительстве курорта мирового уровня, были озвучены заранее и контуры их решения были обозначены еще до победы города в олимпийской гонке.

Что век грядущий нам готовит?

Наверное, разговор о жилищно-коммунальном хозяйстве города следует начать с того, что Сочи - это всего лишь один из городов Краснодарского края, поэтому рассматривать ЖКХ города можно только в контексте всего региона. А главная беда процветающего края - недостаточность энергоресурсов. Сегодня край только на 40% обеспечивает себя электроэнергией. В этом плане наш регион похож на процветающую Европу, хоть по развитию экономики и привлечению инвестиций Краснодарский край входит в пятерку самых благополучных регионов РФ, но все-таки Кубань, прежде всего аграрная житница страны, которая находится в прямой зависимости от "энергоиглы".

Еще одна большая беда края - это дорожно-транспортная и пропускная способность портов, она очень слабая и затрудняет подвоз энергоресурсов. Например, в Сочи порт имеет низкую пропускную способность и поэтому завоз энергоресурсов становится серьезной проблемой для города, очень сильно влияющей на высокие тарифы ЖКХ. Для примера можно сравнить цены на бензин в Сочи, они, кстати, самые высокие в ЮФО, и это тоже не может не сказаться на высоких ценах на услуги ЖКХ.

Задачи, стоящие перед жилищно-коммунальной отраслью Сочи и края, мало чем отличаются от общих задач реформирование всей отрасли на территории РФ. Специалисты жилищно-коммунальной отрасли сегодня твердо уверены в главном: для выхода из кризисного состояния требуется значительное обновление основных фондов предприятий ЖКХ. Требуемый объем замены сетей и оборудования при существующей структуре затрат не может быть обеспечен за счет бюджетных средств и собственных ресурсов организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Без привлечения внутренних и внешних инвестиций в этом случае не обойтись. Основным фактором привлечения инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль для Сочи стала победа в олимпийской гонке.

Кстати, скоро в Сочи появится свой настоящий олигарх и с местной пропиской. Это Госкорпорация "Олимпстрой" во главе с господином Вайнштоком. Основные мощности инженерных сетей и коммуникаций города будут задействованы на строительство олимпийских объектов и инфраструктуры к ним. Плюс есть еще крупные застройщики многоквартирных домов, которые планируют ввести в эксплуатацию до 2014 года около 15 млн. кв. м жилья. Ввод жилья в 2006 году по Сочи составил 440 тыс. кв. м, а за первые три квартала 2007 года еще 370 тыс. кв. м, но это просто "жалкие крохи" по сравнению с тем, что предстоит построить на Олимпийском каркасе города.

Справедлив будет вопрос: почему по объему строительных работ Сочи занимает второе место по краю после города Краснодара, а инфраструктура не развивается вслед за строительством? Ответ очень прост. Все эти квадратные метры возведены точечной застройкой и рассредоточены на 144 км вдоль побережья. А инженерные сети и энергосистемы принято развивать при комплексной застройке. Приехав в Сочи вы за неделю не найдете эти 800 тыс. кв. м, возведенных менее чем за два года в городе.

Спасение утопающих дело - государственной важности

Если коротко остановиться на обзоре жилищно-коммунального комплекса Сочи, становится понятно, что олимпийские 316 млрд. руб. инвестиций стали спасительной соломинкой для всего ЖКХ курорта. Еще в прошлом году в Сочи в активной фазе олимпийской гонки произошел очередной обрыв двух линий 220 КВТ, в результате произошло отключение электроэнергии по всему Сочи. А "свежепостороенную" сочинскую ТЭЦ, призванную решать подобного рода проблемы, отключила автоматика из-за перегрузок. Отключения электроэнергии думаю в ближайшие 2-3 года, станут нормой для города, это составляющая олимпийской цены, которую придется заплатить за светлое будущее. Но зато будут построены Адлерская ТЭЦ и Сочинская ТЭЦ (2 очередь) и это, как уверяют, полностью решить проблему с электроэнергией в границах курорта мирового уровня.

Естественно, износ сетей и основных фондов ЖКХ города в сочетании с высокими ценами на энергоресурсы очень сильно отражается на стоимости услуг для населения. Кстати, по стратегии развития Краснодарского края до 2020 года среднемесячная заработная плата по краю в 2014 году составит всего 10,5 тыс. руб. В Сочи она уже составляет около 11 тыс. руб. Встает вопрос, будут ли жители края и города полновластными хозяевами Олимпиады с таким уровнем дохода и какая часть его будет уходить на оплату услуг ЖКХ.

Продолжение следует….

 

 


 

Dailystroy.ru: Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции.

Опубликовано www.Dailystroy.ru

  Регистрация
  Я забыл пароль
Входить автоматически